Схема. Автоинформатор для автобуса

Схема Автоинформатор для автобуса 1
      Внешний   вид   автоинформатора представлен на фотоснимке рис. 1. Управляют им с помощью четырёх расположенных на передней панели прибора кнопок, а необходимая для управления и контроля работы информация выводится на находящийся там же ЖКИ. Согласно изображенной на рис. 2 схеме цифровой части информатора, кнопки имеют позиционные обозначения SB1—SB4 и размещены на панели по порядку номеров (слева-направо). Они и светодиод HL1, вмонтированный в кнопку SB4, подключены к плате информатора через разъём Х2. ЖКИ (две строки по 16 символов с контроллером HD44780 или его аналогом) подключён к разъёму Х4. Подсветка табло ЖКИ питается непосредственно от бортсети транспортного средства через резистор R13.
Схема Автоинформатор для автобуса 2
      В качестве DD1 могут быть использованы следующие микроконтроллеры:
ATmega8A, ATmega88A, ATmega88V, ATmega88V-IOPU, ATmega88PA, ATmega88R, ATmega8A-PU, ATmega88A-PU, ATmega88V-10PI, ATmega88PA-PU, ATmega88P-PU.

Особенность работы микроконтроллера в автоинформаторе — применение единственного кварцевого резонатора ZQ1 на 32768 Гц, стабилизирующего тактовую частоту встроенного таймера. Этот таймер продолжает работать, даже когда микроконтроллер находится в спящем режиме, что даёт возможность непрерывно отсчитывать время.

      Остальные узлы микроконтроллера тактируются от встроенного RC-генератора, частоту которого программа постоянно корректирует, приняв за образец длительность интервалов времени, формируемых таймером. Это позволяет поддерживать частоту с точностью, достаточной для обмена информацией через UART микроконтроллера со скоростью до 115200 Бод, а также для формирования речевых сообщений высокого качества.

      Для экономии выводов микроконтроллера те из них, к которым подключена шина данных ЖКИ (DB4—DB7), соединены и с кнопками SB1—SB4. Опрос состояния кнопок производится каждые 10 мс в перерывах между загрузками информации в ЖКИ. Линии РС0—РСЗ микроконтроллера при этом переводятся в режим входов, высокий уровень на которых поддерживается внутренними резисторами. Резисторы R5—R8 защищают информацию, направляемую в ЖКИ, от искажения, если во время её пересылки какая-нибудь из кнопок нажата. Подавление дребезга контактов кнопок и автоматическое повторение нажатий при длительном удержании кнопки производятся программно.
      Для хранения оцифрованной звуковой и другой необходимой информации предназначена DS1 — карта памяти ММС или SD ёмкостью до 1 Гбайт (карты большей ёмкости не проверялись). Обмен информацией между микроконтроллером и картой происходит в режиме SPI mode 3.

      Интерфейс RS-232 в автоинформаторе служит в сервисном режиме для загрузки информации из компьютера в карту памяти DS1, а в рабочем по нему передаются сообщения об остановках для отображения на информационное табло «бегущая строка». Эти устройства подключают к разъёму ХЗ, причём соединение с компьютером должно быть перекрёстным: его выход TXD соединяют с входом RXD информатора, а вход RXD компьютера — с выходом TXD информатора. Сообщения для «бегущей строки» формируются на выходе TXD и передаются со скоростью 4800 Бод.

      Микросхема DA1, включённая по типовой схеме, согласует уровни сигналов, принимаемых и передаваемых по информационным линиям интерфейса RS-232, и сигналов микроконтроллера. Линии управления обменом (DTR, DSR, CIS, RTS) не используются.
Схема Автоинформатор для автобуса 3
      Как было отмечено ранее, тактовая частота микроконтроллера постоянно подстраивается программой. Для работы UART со скоростью 115200 Бод она устанавливается равной 7,3728 МГц, а при преобразовании речевых сообщений из цифровой формы в аналоговую с частотой квантования 16 кГц — 8,16 МГц. Погрешность установки частоты, связанная с дискретностью имеющегося в микроконтроллере регистра калибровки OSCCAL, не превышает 0,5 %, чего вполне достаточно в обоих случаях. К сожалению, аудиокарты компьютеров не позволяют оцифровывать звук при частоте квантования 14,5 кГц, иначе от смены тактовой частоты микроконтроллера можно было бы отказаться.

      В разных транспортных средствах команды на открывание дверей или сигналы, информирующие об их состоянии, подаются замыканием соответствующей цепи либо с общим проводом (минусом бортсети), либо с её плюсом. В автоинформаторе предусмотрены два канала их приёма. В первом случае командную или сигнальную цепь соединяют с контактом 1 разъёма Х1, а во втором — с контактом 2 того же разъёма. Об открытой двери всегда свидетельствует низкий логический уровень напряжения на входе PD3 микроконтроллера. Его программа отсчитывает задержку начала передачи сообщения в салон с момента смены высокого уровня на этом входе низким. Диоды VD1, VD2 защищают излучающие диоды сдвоенного оптрона U1 от подачи напряжения обратной полярности, в том числе от выбросов напряжения на индуктивных элементах, имеющихся в цепях управления дверьми, и контроля их состояния.

      Реле К1, управляемое транзистором VT1 по команде микроконтроллера, служит для переключения источников сигналов, подаваемых на установленные в салоне транспортного средства громкоговорители. Диод VD3 подавляет выбросы напряжения самоиндукции обмотки реле, защищая от них транзистор.
      Схема аналоговой части автоинформатора изображена на рис. 3. Звуковые сигналы, информирующие об остановках, формируются с помощью одного из имеющихся в микроконтроллере широтно-импульсных модуляторов на выводе 15 микросхемы DD1. Далее сигнал проходит через ФНЧ с характеристикой Чебышева пятого порядка. Частота среза этого фильтра — около 3600 Гц, что вполне достаточно для передачи речевой информации. Две его ступени второго порядка собраны на ОУ DA2.1 и DA2.2. Высокоомной нагрузкой ступени первого порядка (R33C25) служит повторитель на ОУ DA2.4.

      Отфильтрованный сигнал через цепь регулировки громкости R15R16 поступает на вход УЗЧ, собранного на микросхеме DA3 (TDA2030) по типовой схеме, и далее через контакты реле К 1.1 на разъём Х6. К контактам 1, 2 этого разъёма подключают установленные в салоне громкоговорители, а к контактам 3, 4 — источник внешнего сигнала (радиоприёмник или магнитофон). Когда автоинформатор не объявляет остановку, а водитель не пользуется микрофоном, в салоне звучит музыка или передаваемые по радио новости.
Схема Автоинформатор для автобуса 4
      К разъёму Х5 подключают микрофон ВМ1, который обязательно должен быть электретным. Для того чтобы программа микроконтроллера могла обнаружить включение водителем микрофона, параллельно ему подключена кнопка SB5 с нормально замкнутыми контактами. Пока кнопка не нажата, контакты замкнуты, транзистор VT2 закрыт. Программно включённый внутренний резистор поддерживает высокий логический уровень на входе РВ0 (выводе 14) микроконтроллера, соединённом с коллектором транзистора VT2.

      При нажатии на кнопку SB5 и размыкании её контактов ток, протекающий по цепи R22R26VD4, открывает транзистор VT2. Логический уровень на входе РВ0 микроконтроллера становится низким. Обнаружив это, программа подаёт команду подключить салонные громкоговорители к выходу УЗЧ автоинформатора. Благодаря диоду VD4 и конденсатору С14 транзистор VT2 остаётся открытым при кратковременных понижениях напряжения на микрофоне, вызванных произносимыми перед ним звуками.
      Звуковой сигнал с микрофона усиливает ступень на ОУ DA2.3. Коэффициент усиления регулируют подстроечным резистором R34. Далее через резистор R14 сигнал поступает на вход ФНЧ. Поскольку при включённом микрофоне программа переводит в высокоимпедансное состояние выход микроконтроллера, на котором формируются речевые сообщения, он не влияет на прохождение сигнала с микрофона.
Схема Автоинформатор для автобуса 5
      На рис. 4 показана схема узла питания автоинформатора. Напряжение бортсети транспортного средства (24…30 В) подают на разъём Х7. Предохранитель FU1 — самовосстанавливающийся. Срабатывает он не только при чрезмерном повышении потребляемого автоинформатором тока, но и (благодаря диоду VD7) при случайной подаче питающего напряжения неправильной полярности.
      Два линейных интегральных стабилизатора напряжения включены последовательно. Первый из них (DA4) понижает напряжение до 5 В, необходимых для работы ЖКИ и микросхем DA1, DA2. Напряжение на выходе стабилизатора DA5 — 3,3 В. Соединённые параллельно диоды Шотки сборки VD13 необходимы для разделения цепей питания микроконтроллера и карты памяти при отключении бортсети, а также выравнивают значения напряжения в этих цепях.

      Напряжением с выхода стабилизатора DA5 питается через диод Шотки VD12.2 и микроконтроллер DD1. При отключении автоинформатора от бортсети питание микроконтроллера продолжается от резервного источника — литиевого элемента G1, подключённого через диод VD 12.1.
      Сигнал для микроконтроллера об отключении бортсети формирует цепь R35R39VD10VD11. Пока напряжение на разъёме Х7 превышает порог, заданный отношением сопротивления резисторов этой цепи и напряжением стабилизации стабилитрона VD10, логический уровень сигнала, поступающего на вход PD2 (вывод 4) микроконтроллера, — высокий. Физически он ограничен напряжением стабилизации стабилитрона VD11 (2,7В), что предохраняет микроконтроллер от повреждения.

      Когда напряжение на разъёме Х7 ниже необходимого и стабилитрон VD10 закрыт, вход PD2 микроконтроллера соединён с общим проводом через резистор R39. Низкий уровень на этом входе сообщает программе, что основной источник питания отключён и для экономии энергии резервного литиевого элемента необходимо перевести микроконтроллер в спящий режим.
      При питании от резервного источника микроконтроллер «просыпается» на 1/32768 с каждые 8 с. Определив состояние входа PD2 и обновив текущее время и дату, он снова «засыпает».
      Для достижения низкого потребления энергии микроконтроллером в спящем режиме необходимо выключить в нём сторожевой таймер и детектор понижения напряжения питания и задать минимальное время задержки старта. Если конфигурация установлена правильно, запаса энергии в элементе CR2032 хватит на несколько месяцев, если в устройстве установлен микроконтроллер ATmega8, и даже на несколько лет, если это более экономичный в спящем режиме микроконтроллер ATmega88.

      Не позже чем через 8 с после восстановления внешнего питания, микроконтроллер выйдет из спящего режима и программа продолжит обычную работу.
Узел питания должен быть смонтирован и проверен в первую очередь. В случае ошибок в монтаже значения выходного напряжения стабилизаторов могут не соответствовать требуемым, что может привести к повреждению элементов схемы.
Схема Автоинформатор для автобуса 6
      Автоинформатор собран на двусторонней печатной плате. Чертежи печатных проводников на её сторонах изображены на рис. 5, элементы размещены на них согласно рис. 6. Между контактом 1 разъёма Х4 и контактом 2 разъёма Х2 на плате необходимо установить перемычку из изолированного провода.
      Карта памяти DS1 укреплена на печатной плате проволочными прижимами. Карта несменяемая, к её контактам припаяны короткие отрезки провода, соединённые с соответствующими контактными площадками платы, как показано на рис. 7. На снимке изображена карта ММС, SD подключается аналогично, но из её девяти контактов два крайних не используются. Чтобы не повредить карту при пайке, требуется соблюдать осторожность, работать маломощным паяльником, затрачивая на каждый контакт не более 2 с и делая перерывы между их пайками.

      К сожалению, изготовление печатной платы в домашних условиях может представить некоторые сложности, обусловленные применяемыми компонентами, например, стабилизатором LP3982IMM-3.3 с шагом выводов всего 0,65 мм. При отсутствии металлизации переходных отверстий (на рис. 6 они показаны залитыми) и отверстий в совпадающих контактных площадках, находящихся на обеих сторонах платы, в них, в том числе и в те, через которые проходят выводы элементов, необходимо вставить отрезки тонкого неизолированного провода и пропаять их с обеих сторон.

      Большинство применяемых в автоинформаторе деталей — для поверхностного монтажа. Все резисторы типоразмера 0805, за исключением R13 — он керамический мощностью не менее 3 Вт (предпочтительны резисторы KNP и SQP). Конденсаторы, кроме оксидных, также типоразмера 0805.
      Выводы микросхемы TDA2030 необходимо предварительно отформовать, чтобы её можно было установить на плату как элемент для поверхностного монтажа. Поскольку ток нагрузки интегрального стабилизатора LM317D2T незначителен, выделяющееся на нём тепло в достаточной мере рассеивает участок фольги, к которому припаян широкий вывод 2 стабилизатора.
      Для микроконтроллера на плате желательно установить панель. Его придётся переносить из программатора в устройство (возможно, неоднократно). Разъём для внутрисхемного программирования не предусмотрен.
      Устанавливаемые на плату части разъёмов Х2 и Х4 — IDC10-MS, остальные — серии WF с числом контактов согласно схеме. Литиевый элемент CR2032 (G1) помещают в держатель ВН800.
      В качестве SB1—SB3 использованы кнопки PSW-21, в качестве SB4 — PSW-22 (аналогична PSW-21, но со встроенным светодиодом). Реле К1 — BS102B-24VDC или подобное с группой контактов на переключение и обмоткой с номинальным рабочим напряжением 24 В.
Схема Автоинформатор для автобуса 7
Интерфейс пользователя
      В рабочем режиме на ЖКИ автоинформатора отображаются текущее время, направление движения, номер остановки и её название. Если название не умещается на табло оно автоматически непрерывно смещается, давая возможность прочитать его полностью. Это происходит и во время воспроизведения звука. Команды, поступающие по интерфейсу RS-232, также обрабатываются в любое время, в том числе при воспроизведении.

Работа с автоинформатором через СОМ-порт
      После подачи питания интерфейс RS-232 автоинформатора работает со скоростью 4800 Бод (восемь информационных разрядов без контроля чётности, управления потоком нет). Чтобы перейти в режим загрузки информации в карту памяти, необходимо подать с компьютера с указанной выше скоростью команду setup, которая установит скорость обмена 115200 Бод, не меняя формата кодовой посылки. После этого нужно установить такую же скорость работы и СОМ-порта компьютера. Прилагаемая к статье компьютерная программа editor делает это автоматически. Возврат автоинформатора в рабочий режим происходит по команде reset.

      Кроме разных скорости обмена и частоты квантования звуковых сигналов, работа автоинформатора в обоих режимах ничем не различается. По интерфейсу RS-232 принимаются и исполняются следующие команды:
read <addr>,<size> — передать в компьютер <size> байтов, начиная с адреса <addr> карты памяти. Допустимый адрес О—FFFFFFFF, число байтов 1—FFFF. Например, чтобы прочитать 16 байтов, начиная с шестнадцатеричного адреса 100, следует подать команду read 100,10;
play <addr>,<size> — воспроизвести звуковой фрагмент, параметры аналогичны команде read;
write <addr> — записать передаваемый компьютером информационный блок в карту памяти, начиная с адреса <addr>, кратного шестнадцатеричному числу 200. В ответ на команду автоинформатор передаёт символ R, означающий готовность к приёму. Получив его, компьютер должен передать 512 байтов информации и байт контрольного кода CRC16 (всё это для экономии времени в двоичном формате). В случае успешной записи полученного блока в карту памяти автоинформатор передаёт символ W, при ошибке — символ Е. Подавать команды write вручную без специально предназначенной для этого компьютерной программы editor не имеет смысла. Хранение информации (служебной, названий остановок, звуковых фрагментов) в карте памяти автоинформатора организовано довольно сложно и представляет собой подобие файловой системы;
setup — переводит автоинформатор в режим загрузки информации в карту памяти, устанавливая скорость обмена 115200 Бод;
reset — приводит автоинформатор в исходное состояние, устанавливает скорость обмена 4800 Бод;
Схема Автоинформатор для автобуса 9
ver — в ответ на эту команду автоинформатор сообщает номер версии своей программы.

      Имена команд передают в нижнем регистре, а их параметры — в шестнадцатеричном формате без каких-либо отличительных признаков и разделяют запятой.
      При первом включении, когда информация в карте памяти ещё отсутствует, автоинформатор выводит на ЖКИ сообщение «НЕТ ДАННЫХ». Все выводимые на ЖКИ служебные сообщения приведены в табл. 1.

Формат информации для «бегущей строки»
      «Бегущую строку» подключают к разъёму ХЗ автоинформатора. Информация для неё передаётся со скоростью 4800 Бод. Одновременно подключать к автоинформатору компьютер и «бегущую строку» нельзя.
      Поскольку информация предназначена для «бегущей строки» собственной разработки, другие аналогичные устройства могут воспринимать её неправильно. Непосредственно перед речевым объявлением остановки автоинформатор отправляет по интерфейсу RS-232 символьную строку, начинающуюся символом с кодом 7. «Бегущая строка» воспринимает этот символ как команду очистить приёмный буфер. Далее следует название остановки в кодировке ANSI(WIN). Строку завершает символ с кодом 9, означающий, что текст должен быть выровнен по центру «бегущей строки» и оставаться неподвижным.

      Перед речевым объявлением следующей остановки передаются в кодировке ANSI строка «Следующая остановка» и её название. Завершает строку символ с кодом 13 (десятичное), означающий, что сообщение должно «бежать» по табло.
Схема Автоинформатор для автобуса 10
Программное обеспечение
      К статье приложены компьютерная программа editor.exe с комплектом звуковых файлов и файлом маршрутов 57.stm, а также четыре НЕХ-файла с программами для микроконтроллера DD1. Суффиксами пл8 и т88 в именах НЕХ-файлов обозначены типы микро-контроллеров, для которых они предназначены (соответственно АТmega8 и АТмеда88). Суффикс mode2 имеют программы, работающие с картами памяти, поддерживающими только режим SPI mode 2. Такую программу стоит попробовать, если при работе программы без этого суффикса с заведомо исправной картой памяти на ЖКИ постоянно выводится сообщение «СБРОС, КОД 8». Конфигурацию микроконтроллера задают в соответствии с табл. 2.

      Помимо НЕХ-файлов, в архив включены исходный текст программы для микроконтроллера на языке ассемблера bus-2.asm, проект bus-2.prj для vmlab, пользовательская библиотека mmc.dll для vmlab, созданная автором этой статьи и необходимая для полноценной эмуляции работы устройства.
      Компьютерная программа editor.exe работает под ОС Windows XP Windows Vista. Особых требований к объёму памяти, частоте процессора компьютера нет, важно лишь наличие у него СОМ-порта.

      Программа будет работать и с виртуальным СОМ-портом, созданным с помощью преобразователя USB-COM. Она позволяет редактировать списки маршрутов и остановок, задавать графики движения, редактировать тексты, выводимые на «бегущую строку». С её помощью готовят информацию для загрузки в карту памяти автоинформатора и выполняют эту операцию.
Схема Автоинформатор для автобуса 8
      Исходные WAV-файлы (моно, 8 бит, 16 кГц) с речевыми сообщениями автоинформатора готовятся заранее с помощью программы обработки звука, например, Nero Wave Editor.

      Ранее программа editor использовалась и для формирования текстов и изображений, выводимых на установленное в транспортном средстве блинкерное табло — матрицу из электромагнитных ячеек, подвижный элемент которых может быть обращён к зрителю одной из двух окрашенных в разные цвета сторон. В автобусах устанавливались табло с матрицами размерностью 20×112 ячеек, 16×112 ячеек (составленное из двух блоков на 16×84 и 16×28 ячеек) и 16×28 ячеек (для вывода только номера маршрута без названия). Хотя в настоящее время такие табло практически не применяются, возможность подготовки информации для них в программе сохранена. Её исключение связано с большими трудозатратами и могло бы привести к сбоям уже отработанной программы.
Возможный вид окна программы editor показан на рис. 8. Она работает с файлами с расширениями имён stm и bin. Форматы этих файлов нестандартны, открывать их другими программами не имеет смысла.

      По содержимому они различаются тем, что предназначенный для загрузки в карту памяти автоинформатора файл с расширением имени bin содержит в себе и звуковые фрагменты.
      Приступая к работе с программой editor, в первую очередь следует создать все необходимые звуковые файлы, поместив их в подпапку SOUNDS папки программы. Файлам желательно присваивать имена, отражающие их содержимое, например, следующая_новый_рынок.wav. После этого можно приступать к созданию файла маршрутов (с расширением имени stm).

      Маршруты можно добавлять, удалять, переименовывать. Для каждого из них — редактировать список остановок. Чтобы связать с остановкой звуковой файл, нужно открыть окно «Окна—> Звуковые файлы», выбрать в нём остановку и дважды щёлкнуть левой кнопкой мыши по имени соответствующего файла.

      Чтобы задать контрольное время прибытия на остановку (от начала движения), следует в списке остановок нажать на правую кнопку мыши на строке с контрольным временем и в контекстном меню выбрать «Добавить строку». Несколько значений на одной ветке дерева «Контрольное время» автоинформатор будет воспринимать как соответствующие графикам движения с номерами 1, 2 и так далее. Число графиков, заданных в программе editor, не ограничено, но автоинформатор будет работать только с четырьмя первыми.

      Для того чтобы загрузить подготовленную информацию в карту памяти автоинформатора, нужно при открытом в программе файле *.stm выбрать пункт меню «Операции Сформировать двоичный файл (для прошивки)». Если будут выводиться сообщения, что звуковые файлы не найдены, убедитесь, что папка SOUNDS с ними существует. После создания двоичного файла можно загружать его содержимое в карту памяти, выбрав пункт меню «Операции->Программирование автоинформатора». Предварительно следует убедиться, что автоинформатор соединён с СОМ-портом компьютера и в пункте меню «Операции Настройки» правильно указан номер этого порта. Другие настройки изменять не нужно.

      Сколько времени займёт загрузка, можно оценить, зная скорость работы СОМ-порта (115200 Бод) и объём файла *.bin. Например, файл объёмом 2,6 Мбайт будет передан приблизительно за 4 мин. Во время загрузки не рекомендуется запускать на компьютере другие программы. Пауза в передаче информации может привести к срабатыванию сторожевого таймера установленного в автоинформаторе микроконтроллера.

Работа с автоинформатором
      После включения автоинформатора в верхней строке табло его ЖКИ слева выводится текущее время, а справа до начала движения выводится номер маршрута, а после — время от начала движения или отклонение от графика, если задано использование контрольного времени. Отклонение от графика измеряется в минутах и секундах со знаком минус, если транспортное средство опережает график, или со знаком плюс, если отстаёт от него. В нижней строке стрелкой показаны направление движения (прямое или обратное), номер остановки и её название. Это основной режим.

      Чтобы задать или изменить параметры работы автоинформатора, необходимо нажатием на кнопку SB1 войти в режим их установки, кнопками SB2 и SB3 вывести на индикатор название нужного меню («МАРШРУТ», «ВРЕМЯ» или «ОПЦИИ») и нажать на кнопку SB4. Значение параметра изменяют кнопками SB2 и SB3. Для сохранения выбранного значения нажимают на SB4. Для отмены изменений следует дважды нажать на кнопку SB1.
      В меню «МАРШРУТ» изменяют один параметр — номер текущего маршрута. После входа в меню «ВРЕМЯ» первым устанавливают значение часов в интервале 00—24, а затем, предварительно нажав на кнопку SB4, — значение минут в интервале 00—59.

В меню «ОПЦИИ» устанавливают следующие параметры:
«Пауза след, остановки» — время в секундах между сообщением о прибытии на остановку и объявлением о следующей. Допустимые значения — 3—60 с, по умолчанию — 5 с.
«Управление от дверей» — включение и выключение автоматического режима объявления остановок. Если он включён, остановка объявляется по поступающему в автоинформатор сигналу об открытии дверей. Это позволяет водителю не отвлекаться на работу с автоинформатором.
«Мин. интервал м/у откр.дверей, с» — время нечувствительности к сигналам об открывании дверей. Допустимые значения — 20—99 с, по умолчанию — 30 с. После объявления очередной остановки автоматическое объявление о прибытии на следующую блокируется на установленное время. Это предотвращает неправильное объявление, если на уже сделанной остановке пришлось повторно открывать двери (например, для дополнительной посадки или высадки пассажира).
«Номер реж. объявл 1-полн,2-сокр» — полный режим объявления остановки отличается от сокращённого произнесением перед её названием слова «остановка» или подачей другого звукового сигнала, привлекающего внимание пассажиров.
«Контрольн. время 0-не использ.» — номер графика, используемого для контроля движения по маршруту (их может быть до четырёх, например, для рабочего дня, субботы, воскресенья, праздника).
«Вход от дверей 100мс, 0-нет» — этот параметр задаёт продолжительность анализа сигналов об открывании дверей для устранения ложных срабатываний. Доступ к нему открывается только после ввода пароля 7344. Допустимые значения 1—20 (100—2000 мс).

      Установка номера исходной остановки производится в рабочем режиме. Требуемое направление движения и исходную остановку выбирают с помощью кнопок SB2 и SB3. Короткое нажатие на SB2 уменьшает порядковый номер остановки на единицу. Такое же нажатие на кнопку SB3 увеличивает его на единицу.
      При приближении транспортного средства к очередной остановке необходимо один раз нажать на кнопку SB4. Начнётся объявление остановки, название которой выведено на индикатор. Если включено управление от дверей, остановка объявляется автоматически при их открывании и нажимать на кнопку SB4 не нужно. После паузы, заданной в пункте «Время до объявления следующей остановки» меню ОПЦИИ, прозвучит сообщение о следующей остановке.

      При отправлении с конечной остановки необходимо всегда нажимать на кнопку SB4. Прозвучит сообщение: «Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка <название остановки>». На промежуточных сообщается: «Остановка <название остановки>. <пауза> Следующая остановка Название остановки>». Сообщение о прибытии на конечную остановку звучит так: «Остановка <название остановки Х Конечная».
      Чтобы сделать объявление, не предусмотренное программой автоинформатора, водитель должен взять в руки микрофон, нажать на установленную на нём кнопку и, не отпуская её, произнести объявление. Пока кнопка нажата, передача любой другой информации блокируется.
      Для трансляции различной аудиоинформации в перерывах между объявлениями автоинформатора или водителя необходимо подключить её источник к контактам 3 и 4 разъёма Х6 (см. рис. 3).

      Светодиод подсветки кнопки SB4 включён при работе автоинформатора от бортсети. Выключается он лишь на время передачи речевых сообщений и при использовании водителем микрофона.
      Светодиод мигает с частотой 2 Гц в паузах между объявлениями о прибытии на остановку и сообщениями о следующей. В интервалах времени, когда реакция автоинформатора на повторное открывание дверей заблокирована, светодиод мигает с частотой 1 Гц.

Прилагаемые файлы:   ainf.zip

Д. БУЯНКИН, г. Барнаул
«Радио» № 12 2011г.

Похожие статьи:
Бортовой компьютер для автомобиля

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *