Схема. Импульсный преобразователь для питания ЛДС от автомобильного аккумулятора

      Схема импульсного преобразователя предназначена для питания электролюминесцентной лампы, или лампы дневного света (ЛДС) старого типа, то есть, длинной или изогнутой колбы с контактами на концах, которая должна работать со схемой на стартере и дросселе. Интересно то, что здесь можно использовать даже негодную лампу с перегоревшими нитями накала. Накал вообще не используется, просто контакты работают как электроды, на которые поступает повышенное постоянное напряжение. А между этими контактами возникает разряд в газе. Газ светится.
Схема Импульсный преобразователь для питания ЛДС от автомобильного аккумулятора 1
    Схема импульсного преобразователя показана на рисунке 1. Она выполнена на основе микросхемы TL594, предназначенной для работы в импульсных источниках питания с двухтактным выходом и широтно-импульсной регулировкой/стабилизацией напряжения.
      Эквивалентная частота генерации составляет 50 кГц, она выставлена сопротивлением резистора R5, и зависит от этого сопротивления и емкости конденсатора С5.
      Резистором R4 регулируется скважность выходных импульсов. Им можно регулировать выходное напряжение. В этой схеме импульсного преобразователя с помощью резистора R4 настраивают выходное напряжение по наилучшей работе подключенной на выходе электролюминесцентной лампы.

      Выходы микросхемы, — выводы 9 и 10, на них выделяются противофазные импульсы, немного задержанные относительно друг друга чтобы не вызывать сквозного тока в схеме выходного каскада в моменты переключения. Импульсы поступают на мощные ключевые полевые транзисторы VT1 и VT2. Диоды VD2 и VD3 защищают эти транзисторы от выбросов отрицательной ЭДС на первичной обмотке импульсного трансформатора Т1.
      Трансформатор Т1 сделан с использованием каркаса и Ш-образного ферритового сердечника от импульсного трансформатора блока питания МП-3 от старого отечественного полупроводникового телевизора конца 80-х годов прошлого века (так называемая серия «УСЦТ»). Первичная обмотка содержит 20 витков провода ПЭВ диаметром 0,4-0,6 мм, сложенных вдвое. Намотка аккуратная, почти виток к витку. После намотки нужно разделать концы обмоточных проводов и прозвонить их так чтобы определить концы и начала каждой обмотки, а затем конец одной обмотки соединить с началом другой. Это и будет средней точкой данных обмоток, — той на которую на схеме импульсного преобразователя подается напряжение 12V от автомобильной борт-сети.

      Следующий этап — намотка вторичной обмотки. Но сначала нужно сделать изолирование, обмотав первичную одним слоем тонкого фторопласта (можно в качестве такового использовать размотанную изоляцию от толстого провода МГТФ). Фоторопласт можно заменить стекло-лакотканью.
      Вторичная обмотка содержит 500 витков провода ПЭВ 0,2-0,3. Наматывать нужно внавал, но равномерно и так чтобы витки с большой разницей в напряжении не пересекались. Концы обмотки нельзя скручивать между собой или прокладывать так чтобы они пересекались или прикасались друг друга, либо витков или выводов первичной обмотки.
Схема Импульсный преобразователь для питания ЛДС от автомобильного аккумулятора 2
      Напряжение со вторичной обмотки поступает на мостовой выпрямитель, а с него на ЛДС. Как уже сказано выше, ЛДС может быть со сгоревшими нитями накала. Если баллон не поврежден и газ в нем есть она будет работать. Причем никакого моргания или дрожания как в стандартной схеме со стартером здесь не будет. А яркость может даже оказаться выше номинальной. Хотя увеличением яркости сверх номинала не следует увлекаться, так как колба может перегреться и даже треснуть. Вообще, при работе колба не должна нагреваться больше чем «рука терпит».

      Маломощная часть схемы импульсного преобразователя собрана на одной печатной плате с односторонним расположением печатных дорожек. На ней так же расположен подстроечный резистор R4. Плата показана на рисунке 2.
      Транзисторы, трансформатор и мостовой выпрямитель сделаны объемным монтажом. Транзисторы установлены на небольшие радиаторы, в качестве которых использованы радиаторы от блока кадровой развертки уже упомянутых выше старых отечественных телевизоров «УСЦТ». Эти радиаторы можно заменить металлическими пластинами размерами примерно 30×60 мм, или каким-то подходящими металлическими уголками.

      Транзисторы STR75 можно заменить на IRF840. В этом случае диоды VD2 и VD3 не нужны, так как они уже есть в составе транзисторов IRF840.
      При необходимости   изменить частоту преобразования можно резистором R5.
      На выходе (на С6) должно быть постоянное напряжение около 350V. Для каждой лампы его устанавливают индивидуально подстройкой R4. Если для конкретной лампы напряжения оказывается все же недостаточно — добавить витков обмотки «3» трансформатора, и соответственно заменить С6 более высоковольтным.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *