Схема. О доработке низкочастотных динамических головок

      До сих пор в эксплуатации используются двухполосные АС «Вега 15АС-109», «Радиотехника 25АС-309» и им подобные, оснащенные низкочастотными головками на резиновом подвесе (35ГДН-1 или чаще всего 25ГДН-26). Но аудиофилы давно отказались от этих акустических систем из-за заметных искажений.

      Причина возникновения искажений на низких частотах при повышении подаваемой мощности более 10 Вт была в пылезащитном колпачке головки, выполненном из тонкого пластика (или из бумаги). С ростом звукового давления при увеличении подаваемой мощности он начинает деформироваться и вносит характерный призвук в звучание. Все попытки усилить колпачок не принесли успеха — дребезг снижался, но появлялись искажения другого характера. Поэтому было решено колпачок удалить, заменив его более жестким. Я пытался установить на диффузор и разрезанный теннисный шарик, и сделанный из папье-маше «пылевичок», но искажения не пропадали, они просто меняли свой характер. Полиэтиленовая крышка для мелких банок имеет выпуклую форму, напоминающую пылезащитный колпачок низкочастотной головки 75ГДН-хх. Изготовленный из крышки «пылевик» превзошел ожидания — все призвуки динамика просто пропали, появилось ощущение мягкого, глубокого баса. Процесс переделки прост: нужно аккуратно удалить старый колпачок, предварительно размочив место склейки растворителем, в крышке срезать бортик, а затем приклеить ее по краю любым прочным эластичным клеем (например, «Момент» или «88 Люкс») к диффузору. При желании новый колпачок можно окрасить в черный цвет нитрокраской. Оказалось, что этот способ применим еще к ряду динамических головок отечественного производства (25ГДН-, 35ГДН- и др.), устанавливаемых в «Вега 100 АС» и им подобных. Для таких головок можно использовать в качестве заготовок крышки подобной формы большего диаметра. Охлаждение звуковой катушки обеспечивается лучше, если ближе к центру конуса диффузора прорезать в нем два отверстия диаметром 5…7 мм, которые затем заклеить кусочками мелкой сетки из ткани малой плотности. Кроме полиэтиленовых крышек можно использовать алюминиевые банки емкостью 0,33 л. От них отрезают дно и, покрыв его с двух сторон тонким слоем мастики (автомобильный «антигравий») или разведенной в бензине сырой резины (для демпфирования), устанавливают на место колпачка.

      Следующий совет по доработке применим для всех низкочастотных головок с резиновым гофром. Повысить отдачу головки на низких частотах можно следующим нехитрым способом. Необходимо подключить головку на несколько часов к вторичной обмотке понижающего сетевого трансформатора с напряжением на б или 12В (в зависимости от мощности головки). Подведенное к динамику переменное напряжение вызывает колебания диффузора, при этом происходит увеличение гибкости и хода подвижной системы, размягчается резина гофра и сетка ограничителя хода. Эту операцию рекомендую проводить с удаленным пылезащитным колпачком, при этом необходимо перевернуть динамик диффузором вниз, установив его на какую-либо емкость, например, небольшое ведерко, чтобы не мешать движению магнитной системы, и периодически контролировать нагрев магнита дабы не сжечь катушку. При напряжении питания 6 В динамик может работать около часа, затем его необходимо отключить для охлаждения. Процедуру повторить 5—6 раз, хотя уже после первых 30 минут «притирки» пропадут все слышимые до этого шелесты и дребезги.

      Говоря о головках иностранного производства, следует упомянуть автомобильную акустику. Основная проблема автомобильных многополосных систем — это попадание пыли в магнитную систему и, как следствие, выход из строя низкочастотной головки. Здесь тоже все очень просто: потребуется немного пластилина, стеклоткани, мыла и клея ЭДП (эпоксидная смола). Сначала необходимо снять средне- и высокочастотную головки с низкочастотной. Для этого необходимо аккуратно добраться в высокочастотном динамике до винта, крепящего его к магниту НЧ головки, и вывернуть его, затем отрезать провода и удалить поролон, приклеенный к катушке НЧ головки. Таким образом, вы получите отдельные НЧ и СЧ-ВЧ головки.
      Затем из плотного картона вырезают овал (для диффузора эллиптического сечения), соответствующий размерам будущего пылезащитного колпачка. Далее на полученную заготовку наносят пластилин, придают ему форму колпачка и протирают бензином или керосином для удаления неровностей и отпечатков пальцев, после этого разводят мыло водой и полученной пеной обильно смазывают готовый шаблон. Дав мылу подсохнуть, приступают к изготовлению «пылевика».

      Следующую операцию рекомендуется проводить, намазав пальцы кремом или мыльной пеной и дав ей высохнуть, — так будет легче отмыть руки от смолы. Из стеклоткани или другого подходящего материала вырезают заготовку нужного размера, разводят необходимое количество смолы и пропитывают ею ткань. Перед пропиткой стеклоткань необходимо обжечь для удаления из волокон парафинов, а в процессе пропитывания смолу нужно втирать в материал. Пропитанную ткань накладывают на пластилиновую заготовку и аккуратно растягивают ее до удаления складок. После высыхания клея снимают готовый «пылевик» с шаблона. Если все сделано правильно, то колпачок должен легко отойти от шаблона, а при затруднении съема необходимо подержать шаблон в теплой воде, чтобы дать мылу раствориться.

      Готовый колпачок устанавливают на диффузор а СЧ-ВЧ головки крепят отдельно к декоративным сеткам чтобы приподнять их над диффузором НЧ головки. Сигналы к СЧ-ВЧ головкам подводят отдельными проводами от клемм НЧ головки, а не от ее диффузора, как это было раньше. Для кого-то более приемлемым вариантом окажется изготовление отдельных малогабаритных колонок.
      Если низкочастотная головка вышла из строя в результате попадания пыли, то здесь вариант только один — перемотка катушки. О перемотке уже много сказано; остановлюсь только на двух интересных обстоятельствах.

      Первое: не всегда удается снять диффузор, не повредив гофр (зачастую он изготовлен из прессованного поролона и применение растворителя для размягчения клея недопустимо). В таком случае можно попробовать изготовить гофр самостоятельно. Необходимо качественно пропитать гофр одного из динамиков клеем ЭДП и дать клею подсохнуть. Затем, как описано выше, намылить отвердевшую поверхность, получив, таким образом, форму для изготовления нового гофра. Теперь можно развести в бензине сырую резину либо взять автомобильный «антигравий» для пропитки нового подвеса, который следует вырезать в виде овальной полоски из тонкой мягкой ткани. Далее укладывают полоску на шаблон и пропитывают ее, повторяя операцию пропитки несколько раз до образования слоя толщиной 0,5…1,2 мм (чем толще слой, тем он жестче). Пропитку просушить в течение 30…50 мин при температуре 50…70 °С и аккуратно снять готовое изделие с шаблона. Новые гофры дают вполне приемлемое качество звука.

      Второе: не всегда удается найти подходящий материал для основания катушки динамика, в идеале катушка должна быть намотана на алюминиевой или медной фольге. Но имеющаяся в продаже фольга либо слишком толстая, либо, наоборот, тонкая. Поэтому лучше использовать металл от стенки алюминиевой банки. После вырезания полоски нужного размера металл необходимо «отпустить», так как он обладает пружинящими свойствами. Для этого полоску равномерно нагревают над открытым пламенем, а затем остужают при комнатной температуре. Образовавшуюся окалину удалять не нужно, надо лишь протереть поверхность тканью, смоченной в бензине, а оксидный слой впоследствии сыграет роль отличного изолятора при намотке катушки. Оставшиеся операции намотки проводят как обычно.

А. ЛЕВАШОВ, г. Глазов, Удмуртия
«Радио» №8 2010г.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *